объединение учителей математики, физики

Объединение учителей математики, физики

 

2017 - 2018 учебный год

 

 План работы методического объединения учителей математики, физики и информатики

 


 

2016 - 2017 учебный год

План работы методического объединения учителей математики,

физики и информатики на 2016 – 2017 учебный год.

 

Методическая тема школы: Методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов.

Тема методической работы МО: «Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС ООО»

 

Цель работы методического объединения над данной методической темой:

«Обновление деятельности педагога в условиях введения ФГОС ООО»

Задачи:

1. Повышение  качества математического образования (совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации, формирование внутренней оценки качества обученности учащихся, анализ контрольных работ, пробных работ ОГЭ и ЕГЭ) в соответствии с основным положением Концепции развития математического образования в РФ.

2. Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.

3. Совершенствование материально-технической базы преподавания математики, физики и информатики в  соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС ООО

4.  Организация преемственности обучения при переходе из начальной школы в 5 класс.

5. Усиление работы со слабоуспевающими детьми в учебном процессе, а также  по подготовке к ЕГЭ учащихся 9, 11 классов; совершенствование работы по внедрению в учебный процесс тестовых технологий, диагностических работ.

6. Совершенствование  работы учителя по изучению инновационного опыта других педагогов и распространение собственного методического опыта.

Совершенствование работы по оснащению кабинетов математики и информатики.

 Основные направления деятельности работы ШМО учителей математики, информатики и физики.

1. Повышение методического уровня учитель математики, информатики и физики

Работать над повышением профессионального, методического уровня учителей по следующему плану:

  1. Изучить материалы по внедрению ФГОС ООО. Повысить профессиональную компетентность педагогов по внедрению ФГОСа в 5-6-х классах по математике.
  2. Изучить инновационные технологии в обучении предмета.
  3. Проводить открытые уроки, круглые столы по вопросам методики преподавания предметов.
  4. Участвовать в профессиональных конкурсах и фестивалях.
  5. Участвовать в работе педагогических советов, научно-практических конференций, районных семинаров учителей математики, информатики.
  6. Использовать опыт передовых учителей России. Изучать Интернет ресурсы.
  7. Обобщить и распространить опыт работы учителей ШМО.
  8. Повысить свою квалификацию, обучаясь в различных очных и дистанционных курсах по повышению квалификации учителей.

2. Повышение успеваемости и качества знаний по предмету

  1. Добиваться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии с требованиями государственных стандартов образования.
  2. Применять современные, инновационные методы обучения.
  3. Вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний учащихся.
  4. Обращать особое внимание на мотивацию деятельности ученика на уроке.
  5. Создать комфортные условия работы для всех учащихся на уроках.
  6. Дополнительные занятия  использовать для расширенного изучения отдельных вопросов школьной математики, физики и информатики.
  7. Практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности учащихся.
  8. Вести качественную работу по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

3. Работа с одаренными детьми

1. Выявление одаренных детей по результатам творческих заданий по предмету, олимпиадам.

2. Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми, привлечение их к участию в научно-практических конференциях.

3. Обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету; использованию Интернета для получения дополнительного материала.

4. Подготовка и участие в конкурсах, очных  и заочных олимпиадах по предмету.

5. Способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.

6. Использовать опыт передовых учителей России. Изучать Интернет ресурсы.

7. Обобщить и распространить опыт работы учителей ШМО.

4. Внеклассная работа

  1. Подготовка и проведение предметной недели (по особому плану).
  2. Проведение школьной олимпиады по математике.
  3. Подготовить учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету.

5. Совершенствование работы учителя:

1.       Продолжить работу над пополнением кабинетов, делиться методическими находками, осуществлять помощь и поддержку не только учащимся, но и друг другу, изучать опыт коллег по работе, прислушиваться к замечаниям и советам, быть в творческом поиске оптимальных методов, приемов, средств обучения.

2.       Для овладения знаниями включать в полном объеме в процессе обучения не только восприятие, осмысление, запоминание, но и аналогию, обобщение и систематизацию и обязательно с применением знаний на практике по возможности с большей самостоятельностью.

3.       В условиях перехода учащихся выпускных классов к новым формам итоговой аттестации в виде тестов, сдачи экзамена независимым экспертам, готовить детей к таким испытаниям более тщательно, в том числе и психологически.

4.       Добиваться комплексного подхода в обучении учащихся, синхронного решения образовательных и воспитательных задач, с тем, чтобы каждый ученик достиг уровня обязательной подготовки, а способные ученики смогли бы получить образование более высокого качества.

5.       Повседневная работа учителя по самообразованию.

 

Одна из главных задач учителя – организовать работу так, чтобы к ЕГЭ ученики были способны самостоятельно выдвинуть идею решения конкретной задачи, наметить план этого решения. Работа методического объединения математиков направлена на формирование у учеников целостного представления о математике, проявления интереса к предмету и развитие осознанной мотивации изучения предмета. Методическое объединение математиков постоянно участвует в работе различных конкурсов, ведет проектную и исследовательскую деятельность. Учителя работают над формированием у учеников математических знаний, подготовкой к поступлению в ВУЗ, продолжением обучения в профильных классах. Общими на всех ступенях обучения в школе являются следующие приоритеты:

·                    Личностно- ориентированный подход;

·                    Разноуровневый дифференцированный метод обучения;

·                    Групповые и индивидуальные формы развивающего обучения.

 Направлениями обучения являются:

·                    Формирование умения учиться;

·                    Выявление пробелов в знаниях, навыках;

·                    Проверка условия теории;

·                    Умение решать ключевые задачи;

·                    Обучение решению сложных математических задач;

·                    Опыт работы с дополнительной литературой;

·                    Организация сотрудничества учащихся.

 

 

Обновление содержания и методики преподавания школьного курса  математики в условиях введения ФГОС

 

Большинство школ страны включены в инновационную деятельность,

потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.

Все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности школьника.

Чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, педагог новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей. Содержание этих компетентностей  отражено в таблице.

Система профессиональных компетентностей учителя

 

Компетентность

 

Содержание компетентности

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

 

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

 

Следует отметить, что в условиях введения ФГОС содержание этих компетентностей значительно расширяется, так как усложнен и расширен круг задач учителя, который представлен в таблице.

Задачи педагогической деятельности учителя школы по введению ФГОС

Структура ФГОС

Необходимые изменения

Способы реализации изменений в практике

Новые задачи учителя

Требования к результатам освоения

Введение трех видов результатов:

1. Предметные результаты.

2. Метапредметные результаты.

3. Личностные результаты.

4. Модель выпускника как общие требования к конечным результатам образования.

Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов.

Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.

1. Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов

2. Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

3. Составление (выбор) комплексных проверочных работ

4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся).

5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

Требования к содержанию образования.

1. Направленность содержания образования на:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

2. Перевод содержания образования в деятельностную парадигму.

1. Разработка и реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

2. Разработка и реализация программы укрепления физического и духовного здоровья учащихся.

3. Разработка и реализация программы формирования УУД учащихся.

4. Введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач; проектные методы обучения и др.

1. Разработка для своего класса программы развития и воспитания, нацеленной:

- на становление их гражданской идентичности;

- укрепление физического и психического духовного здоровья.

2. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у учащихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.).

3. Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам.

4.Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа (ТРИЗ, исследовательских, проектных и др.).

 

 

Основными затруднениями, которые отмечены педагогами школ, участвующих в реализации нового Стандарта:

- психологическая и профессиональная готовность учителя к реализации требований освоения ООП учащимися;

- реализация требований к результатам освоения ООП общего образования по «старым учебникам»;

- контрольно-измерительные материалы, которые составляют систему оценки в данных ОС или УМК по реализации требований ФГОС;

- недостаточное методическое обеспечение учителя;

- недостаточное взаимодействие с другими ОУ, имеющими опыт в реализации требований ФГОС;

- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока (авторитарный стиль проведения уроков).

Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».

Таким образом, в 2016 – 2017 учебном году перед членам МО  предстоит достичь следующей цели:

Задачи МО:

1. Продолжать совершенствовать методическое мастерство педагогов с целью повышения качества образования посредством расширения применения современных образовательных технологий  средствами ИКТ с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся на основе ФГОС ООО второго поколения.

2.  Создать систему интегрированных уроков, расширения межпредметных связей как средства внедрения требований ФГОС ООО.

3. Создавать оптимальные условия для овладения учащимися стандартами образования и оказывать содействие становлению личности, способной реализовать себя в продуктивной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

4. Создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, тем самым формировать у учащихся выпускных классов базу знаний для успешного прохождения независимой экспертизы оценки знаний, сдачи ЕГЭ, ОГЭ и поступление в ВУЗы и ССУЗы.

5. Активизировать развитие творческих способностей, познавательной активности у учащихся, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности на школьном, муниципальном и региональном уровне.

Развитие профессиональной компетенции учителей в условиях введения новых образовательных стандартов

 

Основные направления работы

Содержание работы

Сроки

I

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.Нормативное и учебно- методическое обеспечение обучения математике, физике и информатике в 2016-2017 учебном году:

-Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Методические рекомендации преподавания математики, физики, информатики в 2016-2017 учебном году;

-ФГОС основного общего образования по математике, физике, информатике;

-Профессиональный стандарт педагога (проект)

- анализ и формирование учебно-методических комплексов (УМК) по предмету, включающих: рабочие программы, учебники, календарно- тематическое планирование, тесты, памятки, таблицы, наглядные пособия, мультимедийные средства;

- определение (корректировка) тем по самообразованию педагогов;

- формирование банка мультимедийных средств;

сентябрь

 

 

 

 

 

 

сентябрь

 

 

сентябрь

II

Повышение профессионального уровня педагогов

- Разработка рабочих программ учебного предмета в соответствии с положением о рабочей программе

-Создание базы диагностических методик и дидактических материалов по параллелям.

- Разработка (совершенствование) критериев и диагностического материала для отслеживания уровня сформированности учебно-познавательных компетенций обучающихся и уровня вычислительных навыков обучающихся

- аттестация учителей

- работа по научно-методическим темам;

- обобщение опыта;

-участие в работе школьных и городских проблемных групп

- Проектирование, реализация и анализ современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

- курсовая подготовка

Май - сентябрь 

 

январь

апрель

 

 

 

март-апрель

 

в течении года

III

Диагностика обученности и развития обучаемых

-входные срезы на «выживаемость» (5-11кл.)

-сформированность ОУУН

-сформированность надпредметных компетенций по предмету (учебно-познавательные компетенции)

-диагностические работы по предварительной аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;

- Проведение диагностики уровня сформированности вычислительных навыков обучающихся. (5- 11 кл.)

-подготовка и проведение промежуточной аттестации в 5,6,7,8,10-х классах

 

 

 

в течении года

 

IV

Работа с одарёнными детьми

-работа с учащимися по подготовке к участию  в олимпиадах различного уровня (в том числе дистанционных, заочных);

-организация спецкурсов; элективных курсов, внеурочной деятельности.

сентябрь- апрель

V

Внеклассная работа

-утверждение программ и организация спецкурсов, элективных курсов, внеаудиторных занятий, внеурочной деятельности.

-подготовка и проведение школьных олимпиад, Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике, физике и информатике; организация предметных декад

сентябрь-май

 

 

 

Сентябрь

Направление деятельности

Содержание

Ответственные

Учебно-методическое сопровождение

образовательного процесса                           

Участие в работе районного  МО                                                                                                       Составление рабочих программ                                                                                                       Разработка учебно-тематического планирования в 5-11 классах.                                               Участие педагогов в мероприятиях разного уровня.

Члены МО

Тема МО

«Анализ работы за прошлый год. Установление целей, направлений дальнейшей работы »

 

Вопросы,  рассматриваемые на заседания МО    

1.  Анализ работы МО за 2015 - 2016  учебный год;.                                     2.  Анализ итоговой и переводной аттестации за 2015 - 2016 учебный год; результаты сдачи ЕГЭ по математике в 11 классах; анализ системы подготовки к ЕГЭ (промахи, находки)                                                                               3.  Утверждение плана  работы МО на 2016 - 2017  учебный год;                4. Учитель и его самообразование. Планирование работы по самообразованию и курсовая подготовка,  аттестация учителей.         5. Утверждение рабочих программ, элективных курсов, кружков, факультативов, норм контрольных работ в соответствии с образовательными стандартными и базисным учебным планом.                  6. Учебно-методическое обеспечение преподавания математики и информатики: учебники, программы.

Глушак Н.Д

Кузнецова Н.С.

 

Глушак Н.Д.         Члены МО

Изучение опыта учителей МО                  

Определение и обсуждение тем самообразования

Члены МО

 Включение учащихся в совместную деятельность и развитие их творческих способностей                               

Организация и проведение школьного, муниципального  этапа предметных олимпиад.                        Вовлечение учащихся в конкуры Кит, Зимние интеллектуальные игры, Кенгуру, Всероссийская олимпиада по Математике 5-11 классы (http://minobr.org), Х Международной дистанционной олимпиаде «Эрудит» (http://www.mir-konkursov.ru), IV Всероссийская дистанционная олимпиада  по математике (http://vot-zadachka.ru),  II Всероссийский дистанционный марафон «Веселая математика» (для 5-6 класса) (http://www.unikru.ru, videouroki.net Дистанционные олимпиады

Члены МО

Организация контроля за качеством знаний учащихся                     

Организация повторения ранее изученного материала по математике в 5-11 классах.                                                                                                    Мониторинг уровня обученности по математике в 7 классах.       Проведение входных  контрольных работ в 5- 11 классах

Члены МО

 

Аналитическая деятельность                         

Анализ входного контроля.                                                                                                 Анализ мониторинга

 Члены МО

Октябрь

Направление деятельности

Содержание

Ответственные

Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса                           

Преемственность в обучении математике при переходе учащихся из начальной школы в 5 классы

 

Тема МО

«Совершенствование преемственности образовательного процесса»

 Глушак Н.Д.

Вопросы,  рассматриваемые на заседания МО    

1. Сохранение интеллектуального потенциала детей при переходе из начальной школы в среднюю при обучения по математике (анализ диагностики психолага, выявление детей, одаренных в области математики, составление плана работы с одаренными детьми, вовлечение их в факультативы, кружки, научно-исследовательскую работу, результаты входных контрольных работ в 5 классе.                                      2.Адаптация пятиклассников при изучении математики в рамках перехода на ФГОС нового поколения (посещение уроков)                                            2.   Изучение демоверсий ЕГЭ и ГИА 9, 11 классов 2016 -- 2017 года, открытого банка задач по математике.                                                                  3. Подведение итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике   и информатике.                     4.Формирование команды учащихся к участию в муниципальной  олимпиаде по математике, физике и информатике.                                                         5.Разработка мероприятий внеурочной деятельности

Члены МО

 

 

Глушак Н.Д., Важенина Э.Я.

Изучение опыта учителей МО                  

Введение ФГОС по математике   6 класс

 Пьянникова Е.В.

 Включение учащ. в совместную деятельность и развитие их творческих способностей                               

Участие во всероссийских конкурсах

Члены МО

Организация контроля за качеством знаний учащихся                     

Единые  требования  к ведению тетрадей и нормам выставления отметок.

Члены МО

Аналитическая деятельность                         

Анализ результатов школьной олимпиады .Анализ контрольных работ за I четверть

 Члены МО

Декабрь

Направление деятельности

Содержание

Ответственные

Учебно-методическое сопровождение

образовательного процесса                           

 

Проблемы изучения новых для учащихся предметов: геометрии в 7-х классах.

 Члены МО

 

Тема МО

«Создание  развивающей образовательной среды для раскрытия способностей ребенка»

 

Вопросы,  рассматриваемые на заседания МО    

1.       Подведение итогов работы МО за I полугодие, задачи II полугодия.

  1. Анализ результатов итогового контроля за I полугодие.
  2. Организация работы с одаренными детьми.
  3. Мониторинг уровня обученности математике (проведение срезов параллелям)
  4.  Планирование недели математики, физики: проведение интеллектуальных игр, КВН по математике.
  5. Анализ итогов  муниципального тура Всероссийской олимпиады по математике.
  6. Организация индивидуально-групповых занятий со слабоуспевающими учащимися и с учащимися, желающими повысить свой уровень математической культуры.

 Члены МО

Изучение опыта учителей МО                  

Обсуждение вебсеминара

 

 Включение учащихся в совместную деятельность и развитие их творческих способностей                                

Участие во всероссийских конкурсах, дистанционных олимпиадах.

Члены МО

Организация контроля за качеством знаний учащихся                     

Составление и утверждение текстов проверочных работ (тестов) для осуществления контроля знаний за I полугодие.

 Члены МО

Аналитическая деятельность                         

Анализ результатов итогового контроля за I полугодие.

 Члены МО

Февраль 

Направление деятельности

Содержание

Ответственные

Учебно-методическое сопровождение

образовательного процесса                           

Проблемы изучения некоторых тем в 9 и 11 классах.

 Члены МО

 

Тема МО

Методическое сопровождение подготовки к ОГЭ  и ЕГЭ.

 

Вопросы,  рассматриваемые на заседания МО    

1.       Методическое сопровождение подготовки к ОГЭ  и ЕГЭ. Методическая база по математике. Дидактическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ  - работа с сайтом fipi.ru .

2.       Система заданий для  подготовке к ЕГЭ и ГИА ( обмен опытом)                                        

3.       Анализ  деятельности учителей математики по преодолению неуспеваемости.

4.       Анализ   методической недели математики и информатики.

5.       Анализ  реализации плана работы с одаренными детьми. Подготовка к школьному туру научно-исследовательских работ по математике, физике и информатике.

 Члены МО

 Включение учащихся в совместную деятельность и развитие их творческих способностей                               

Участие  во всероссийских конкурсах, дистанционных олимпиадах.                              Участие  в школьной научно  – практической конференции

Члены МО

Организация контроля за качеством знаний учащихся                     

 

 Члены МО

Аналитическая деятельность                         

Аналитическая справка по итогам недели математики

 Глушак Н.Д.

Апрель

Направление деятельности

Содержание

Ответственные

Учебно-методическое сопровождение

образовательного процесса                           

Проблемы изучения некоторых тем в 9 и 11 классах.

 Члены МО

 

Тема МО

«Оценивание результатов деятельности ученика  (проблемы и перспективы)»

 

Вопросы,  рассматриваемые на заседания МО    

1.Новые образовательные технологии, обмен опытом.                                                                       2.Организация индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.                                   3. Подготовка к итоговой аттестации учащихся. Разбор и решение сложных заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике                                                                                                                            4. Оснащение кабинета математики. 

 Члены МО

Изучение опыта учителей МО                  

 

 

 Включение учащихся в совместную деятельность и развитие их творческих способностей                               

Участие  во всероссийских конкурсах, дистанционных олимпиадах.                              Участие  в школьной научно  – практической конференции

Члены МО

Организация контроля за качеством знаний учащихся                     

Организация итоговой аттестации в 5-8, 10 классах.

 Члены МО

Аналитическая деятельность                         

Аналитическая справка по итогам контрольных срезов.

 Члены МО, Глушак Н.Д.

 

Дата последнего обновления страницы 01.02.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»